Адрес299055, Город Севастополь, Ленинский, ул. Хрусталева, 137-А
Страничка учителя-логопеда
Учитель-логопед ГБОУ «СОШ № 38 имени Н. В. Челнокова»
Ольга Владимировна Шухлина
посмотреть сведения о работнике
Система работы учителя-логопеда
Работа учителя-логопеда школы строится на основании нормативных документов:
- Письмо Минобразования РФ от 14 декабря 2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»
- Письмо Минобразования РФ от 22 января 1998 г. № 20-58-07 ин/20–4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования»
- Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе (А. В. Ястребова, Т. П. Бессонова, 1996 г.)
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
Деятельность логопеда при общеобразовательной школе имеет свою, отличающуюся от других учреждений, специфику.
Логопедическая работа — это не дополнительная образовательная услуга, это деятельность, которая параллельно с образовательным процессом способствует более доступному и успешному его овладению определёнными категориями учащихся.
Именно это и делает работу школьного логопеда чрезвычайно актуальной и востребованной.
Логопедическая служба в школе
Основные задачи логопедической службы:
- коррекция недостатков в развитии устной и письменной речи учащихся;
- своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении учащимися общеобразовательных программ;
- разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) учащихся.
Основные функции школьного логопеда:
- диагностическая;
- профилактическая;
- коррекционно-педагогическая;
- организационно-методическая;
- консультативная;
- контрольно-оценочная.
Принципы комплектования групп:
- отграничение учащихся с недостатками речи;
- дифференциация учащихся с учетом возраста, вида и степени выраженности речевых недостатков
Формы работы в кабинете логопеда:
- индивидуальные занятия;
- групповые занятия;
- занятия дома с родителями при консультативной поддержке учителя-логопеда.
Этапы работы:
I этап — диагностический (1 сентября — 15 сентября)
II этап — коррекционный (15 сентября — 15 мая)
III этап — оценочный (15 мая — 31 мая)
I этап — диагностический (1 сентября — 15 сентября)
Диагностика представляет собой такое обследование речи, которое даёт представление о состоянии речевого развития ребёнка и позволяет учителю — логопеду определить вид речевой патологии, ее форму и степень тяжести речевого дефекта.
Задачи:
- выявление отклонений в развитии устной и письменной форм речи;
- определение структуры речевого дефекта;
- формулировка речевого диагноза;
- планирование коррекционной работы на основе диагностических данных (учёт программных требований по русскому языку)
Актуальность этого направления работы заключается в том, что от своевременной диагностики зависит программа коррекционного воздействия, а в конечном итоге и результативность логопедической работы с детьми.
II этап — коррекционный (15 сентября — 15 мая)
Задачи:
- устранение речевых нарушений;
- развитие устной и письменной речи до уровня, на котором ребёнок мог бы успешно обучаться.
Длительность данного этапа коррекционного обучения каждого конкретного ребёнка определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, а также динамикой его коррекции.
Основные задачи коррекционных занятий:
- формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического слуха и восприятия, закрепление навыков произношения слов различной звуко — слоговой структуры;
- развитие навыков звуко — слогового анализа и синтеза;
- формирование лексико — грамматического строя речи;
- совершенствование связной речи;
- предупреждение и исправление недостатков письма и чтения
Примерная структура логопедического занятия
№ | Этапы | Цели этапа |
1 | Организация группы детей к началу занятий | Создать рабочее настроение. Учить правильно организовывать свое место. |
2 | Вводная часть | Развивать и совершенствовать психологические предпосылки письма (память, внимание, темп деятельности, пространственные представления и т.д.) Развивать навыки фонематического анализа и синтеза. Формировать и развивать навыки общения в учебной ситуации. |
3 | Определение темы занятия посредством постановки проблемных вопросов логопедом | Показать детям, что каждое учебное задание требует осмысленного подхода. Учить отличать новое от неизвестного. Стимулировать познавательную активность, способность сомневаться. |
4 | Основная часть (устные или письменные упражнения). | Выработать навыки списывания, письма под диктовку. Формировать и развивать навыки языкового анализа и синтеза, языковые обобщения. Учить детей планировать свою деятельность. Прививать и развивать навыки самоконтроля. Формировать адекватно – позитивную самооценку. |
5 | Подведение итогов. | Учить детей мысленно структурировать прошедшее занятие, выделяя существенные для приобретения новых умений этапы. Вызвать рефлексию каждого ребенка на результативность его деятельности в ходе занятия. Стимулировать учебную мотивацию. |
III этап — оценочный (15 мая — 31 мая)
Задачи:
- проведение анализа коррекционной и учебно — воспитательной работы;
- выводы и рекомендации на основе анализа;
- определение перспективы дальнейшей работы.
Рабочие программы учителя-логопеда на 2019-2020 учебный год
01.09.2019Рабочие программы составлены в соответствии с требованиями ФГОС и направлены на оказание помощи обучающимся с нарушениями речи в освоении ими общеобразовательных программ
Читать далееЛогопатические ошибки (памятка для родителей и учителей)
15.02.2020Логопатические ошибки — это ошибки систематического характера, встречающиеся на письме.
Читать далее